Комацу бульдозер (Komatsu). История развития
Бульдозеры Komatsu: традиции, надёжность, современность.
Когда в далёком 1917 году японский предприниматель Meitaro Takeuchi основал свою небольшую ремонтно-техническую мастерскую, он предназначал её первоначально для обслуживания горношахтного оборудования. Сам японский иероглиф «Komatsu» может быть переведен как «маленькая сосна» - именно так назывался небольшой городок, где и начала свою деятельность мастерская.
С те пор минуло почти сто лет, и ныне фирма Komatsu славится на весь мир благодаря отличному качеству своей техники. Основную составляющую промышленного производства Komatsu составляет техника для дорожно-строительных работ, в частности, бульдозеры. Первый, в истории экспортных поставок в СССР, комацу бульдозер в составе целой партии машин появился в 60-х годах прошлого века, когда развернулось строительство грандиозных нефте- и газопроводов из азиатской в европейскую часть Советского Союза и – далее – в Западную Европу. Именно бульдозеры Komatsu оказались наиболее адаптированными к суровым условиям Сибири.
Бульдозерами фирма занялась сравнительно поздно: первенец предприятия – бульдозер D50 был выпущен только в 1947 году, но и сейчас эту модель можно встретить в строю действующих машин (см. рис. 1) ряда отечественных дорожно-строительных организаций.
Современный бренд Komatsu – инновации и развитие
Комацу 21-го века уверенно находится в мировых лидерах по производству бульдозеров различных классов: треть таких машин, работающих по всему миру, носят на себе эмблему фирмы. Ранее она представляла собой стилизованное изображение чёрной сакуры (см. рис.2), но ныне компания предпочитает украшать свою технику строгим стилизованным названием фирмы (см. рис. 3).
Современная линейка типоразмеров такого направления как комацу бульдозер представлена 9 моделями преимущественно средних и тяжелых машин. Это серия Komatsu Vanguard 2, 3 и Super, выпуск которых осуществляется в течение последних десяти лет. Масса машин составляет от 36 до 148 т при мощности двигателя от 238 до 858 кВт.
Столь большую популярность бульдозеры от Komatsu приобрели благодаря следующим конструктивным новинкам:
- системе двойного перекоса отвала;
- встроенному гидротрансформатору с уникальной системой автоматической блокировки;
- четырёхклапанному турбодизельному двигателю;
- запатентованной системой передачи TORQFLOW;
- наличию эластичной подвески балансирного бруса;
- оригинальной и чрезвычайно эффективной конструкции дисковых тормозов.
Достоинства бульдозеров бренда Komatsu
Всякие общие рассуждения малополезны, пока не рассмотреть их применительно к одной из современных моделей. В качестве примера рассмотрим комацу бульдозер марки D 375А-3, возможности которого позволяют его успешную и высокопроизводительную эксплуатацию (см. рис.4).
Бульдозер D 375А-3 массой 66 т относится к тяжёлому классу машин. Он имеет модульную конструкцию (ещё одна «фишка» от Komatsu!), что позволяет быстро и легко изменять обвес бульдозера, приспосабливая его под конкретные производственные потребности, а также облегчает техническое обслуживание машины. Модульность исполнения бульдозера, все узлы которого (как, впрочем, и других) разработаны и производятся на предприятиях фирмы, что обуславливает, во-первых, надёжность, а. во-вторых – идеальную совместимость отдельных модулей. Бульдозером D 375А-3 можно не только перемещать до 22 м3 сыпучих материалов, грунта, гравия и камня (в том числе особо твёрдых и промёрзших пород), но и успешно выполнять разнообразные вскрышные работы.
Komatsu: взгляд в завтрашний день
Любая производственная фирма будет успешной в том случае, когда не станет останавливаться на достигнутом, а продолжит своё движение по пути технического прогресса. Не исключением является и Komatsu. В её научно-производственных подразделениях отработаны, проверены и внедряются следующие технические новинки:
- гусеничная лента с двойной втулкой, наличие которой позволит существенно увеличить длительность эксплуатации ходовой части бульдозеров при работе на тяжёлых грунтах;
- гусеничная лента, снабжённая поворотными втулками, что резко уменьшает износ вследствие замены трения скольжения на трение качения (справедливости ради стоит отметить, что такая конструкция не сможет использоваться на скалистых, либо слишком неровных участках);
- узел управления углом наклона отвала в зависимости от требуемой производительности бульдозера, наличие которого облегчает работу оператору;
- балансирная подвеска опорных катков бульдозера, благодаря которой повышается работоспособность машины и увеличивается сцепление бульдозера с грунтом.
Видео - работа тяжелого бульдозера Komatsu с промерзшим грунтом сибирского края: